Для пользователей: Вход | Регистрация

Дизайн ландшафта дачного участка

25, Сентябрь 2008
Каких правил необходимо придерживаться, чтобы ваш дачный участок не превратился в случайный набор абсолютно не связанных или плохо сочетающихся друг с другом элементов? Какими приемами владеют мастера ландшафтного дизайна, каким законам следуют и каковы секреты их профессии?

Многие столетья мастера, занимавшиеся созданием парков и садов, соблюдали определенные правила и законы, которые подсказывала им природа и которые применялись также и в прочих видах искусств. Сады объединили в себе живопись и архитектуру, поэзию и музыку, но наиболее близки к законам организации пространства (архитектуре) оказались законы построения ландшафта. По этой причине искусство построения пространства при помощи естественного ландшафта называют ландшафтной архитектурой.

Природный ландшафт образуют 5 главных составляющих, которые тесно связаны между собой: воздух, вода, земля, животный и растительный миры. Всем известно, что на нашей планете практически не осталось уголков, где «ни ступала нога человека». Большая часть ландшафтов является созданной искусственно. Ландшафт загородных дачных участков тоже создан людьми. Поэтому садоводы и дачники, по сути, придающие новый вид пригородным районам, должны по возможности пользоваться законами и приемами ландшафтной архитектуры, поскольку в них заключена природная красота и гармония.

Пейзажи на картинах или непосредственно на стенах дома – это изображение реальности. До наших дней сохранились полотна, на которых изображены парки, сады и просто пейзажи, существовавшие когда-то. Известно также, что раньше делали специальные картины-обманки, которые применялись для зрительного расширения пространства сада. Ограды и стены декорировались росписью, например, в Верховом саду Кремля, галерее Гонзаго Павловского парка. Но бывало и наоборот: придуманные художниками пейзажи, иногда абсолютно невообразимые, садовники воплощали в жизнь в садах и парках. Но взаимодействие ландшафтной архитектуры и живописи на этом не заканчивалось. Оба эти искусства подчиняются законам колористики и перспективы, а также композиции пространства (реального и иллюзорного).

Композиция

В переводе с латинского «compositio» означает соединение, связь. В целом, композиция представляет собой сочетание различных форм, расположенных таким образом, чтобы придать пространству гармонию и единство. Другими словами, сооружения и растения в саду должны быть размещены в таком соотношении, которое радовало бы глаз, и было гармонично во всех смыслах. Объемы, плоскости и пространства связываются между собой в объемно-пространственных композициях, которые базируются на общих законах организации ландшафта малых участков.

Формы пространства обладают определенными свойствами, которые необходимо принимать во внимание, решая задачи композиции. Они соответствуют свойствам, присущим архитектуре, которая также оперирует пространственными формами. К ним относятся: величина, геометрический вид, масса, цвет, фактура, освещение и пространственное расположение формы.

Пространственные формы соотносятся друг с другом в соответствии с их свойствами. Такие соотношения являются средствами композиции. Главные среди них: пропорции, соподчиненность и единство, законы воздушной и линейной перспективы. Возможность соотношения форм определяется по их величине или расположению, по цвету или освещенности и так далее. К ним также относят следующие приемы: симметрия и асимметрия, контраст, равновесие, ритм, масштабность, нюанс и многие другие.

Сами свойства и соотношения свойств прочно связаны друг с другом. Поделить их на главные или второстепенные не представляется возможным. Значение каждого свойства и его места в композиции может быть все время разным. Но для их изучения желательно ознакомиться со всеми по отдельности.

Соотношение пространственных форм согласно их геометрическому виду.
Форму любого природного элемента можно приблизить к какой-либо геометрической форме. Она может быть плоскостной, линейной или иметь объем. Все зависит от того, как соотносятся ее измерения. Линейной форме характерно преобладание одного измерения, значения оставшихся двух очень малы. Плоскостная форма обладает примерно равными двумя измерениями при малых значениях третьего, подчиняющегося первым двум. В объемной же форме величины всех трех измерений примерно одинаковы. Если внимательно присмотреться к объемным формам деревьев – кронам, то можно заметить их явное сходство с телами вращения – шаром, конусом или параболоидом. Относительно их цветочные клумбы или массивы по форме схожи с плоскостью. К линейной форме можно отнести бордюры, дорожки, ограждения, имеющиеся в любом саду.

Соотношение пространственных форм согласно их величине.
При составлении ансамбля из кустарников и деревьев, мы в основном обращаем внимание на формы каждого из них и их соотношение (низкий - высокий, маленький – большой, шаровидный – пирамидальный и т.п.). Ровные дорожки малого сада, связывающие друг с другом определенные точки по кратчайшему пути. Или правильные с геометрической точки зрения грядки, сочетающиеся с округлыми формами цветочных кустов. Яблони, посаженные по прямоугольному периметру, дополняются цветущими кустарниками. Четкие границы участка сглаживаются мягкими, свободными линиями берегов небольшого бассейна. Все это примеры того, как могут соотноситься геометрические формы и величина объектов.

Оформляя малый сад, желательно отдавать приоритет какой-либо одной форме плоскости, поскольку повторяемость и простота рисунка вызывает чувство гармонии. А разнообразие можно обеспечить, используя формы различной величины. Например, круглая площадка для отдыха может быть расположена по центру газона такой же круглой формы. Но геометрия подразумевает также наличие четких форм, которые должны хорошо просматриваться во всем – в поверхностях пруда и газона, дорожках, бордюрах, изгородях, шпалерах, перголах. Центр композиции должен быть эффектным. Там можно расположить фигурно подстриженное дерево, вазоны или кадки с цветами, небольшой фонтан или скульптуру. Углы клумб и концы дорожек можно оформить кустарниками и деревцами, которые хорошо обозначают контуры геометрических форм.

Соотношение пространственных форм согласно их фактуре.
Фактура представляет собой качество поверхности объекта. При дизайне ландшафта во внимание принимается фактура видов растительности – кустарников, деревьев, цветников, газонов, а также материалов, из которых изготовлены ограждения, лестницы, а также вымощены дорожки и площадки. Если говорить о деревьях, то их фактуру определяет строение кроны (включая структуру и силуэт). Здесь выделяются следующие ее виды: грубая (как у дуба), средняя (как у вяза или липы) и тонкая (как у ивы или березы).

Соотношение пространственных форм согласно их цвету.
Цвет – одно из главных средств, придающих композиции художественную выразительность. Нужно принимать во внимание цветочный колорит, цветовую гамму пейзажа в целом, а также то, как растения меняют цвет по сезонам и с возрастом. Весной, летом и осенью основные древесные цвета складываются из окраски листьев, цветов, плодов, ветвей и стволов. Зимой, а также поздней осенью и ранней весной цвет создают только стволы и ветви. На протяжении всех четырех времен года на общем фоне пейзажей выделяются вечнозеленые породы растений: сосна, ель, пихта, можжевельник. На юге разновидности вечнозеленых растений (как хвойных, так и лиственных) представлены намного шире остальных регионов. Фоном для цветов и деревьев являются газоны. С апреля месяца и по сентябрь их цвет меняется от теплых тонов до холодных.

Соотношение пространственных форм согласно их расположению.
Речь идет о положении форм относительно друг друга и относительно смотрящего в трехмерном измерении. Различные по формам объекты располагают на пространстве участка и получают в итоге 3 вида пространственных композиций: объемную, фронтальную и глубинно-пространственную. В объемной композиции формы хорошо выражены в 3-х измерениях. Фронтальная композиция развернута по ширине, а два остальных измерения не выражены. Глубинно-пространственная композиция обладает глубокой перспективой. Ее восприятие во многом зависит от законов воздушной и линейной перспективы, являющихся средствами композиции, как в архитектуре ландшафта, так и в живописи.

Перспектива

Под перспективой понимают визуальное изменение предмета, происходящее при удалении их от взора смотрящего. Открытие законов перспективы произошло в эпоху Возрождения. Их вывели мастера, которые разработали точную с математической точки зрения систему организации пространства. Как писал Леонардо да Винчи: в теории линейной перспективы разъяснены явления зрительного изменения цвета и величины форм в зависимости от их пространственного расположения. Он также вывел математически правильные законы создания перспективы на полотнах картин, применяющиеся и в наши дни.

Перспектива подразделяется на воздушную и линейную. На картине, как и в природе, можно заметить сходящиеся у горизонта и уходящие вдаль линии. Линии вертикали при этом только уменьшаются по длине. Низкие растения, расположенные впереди кажутся выше, чем высокие, но расположенные на задних планах. Подобные эффекты называются линейной перспективой. А под воздушной перспективой понимают изменение четкости, цвета и яркости объектов при их удалении от взора наблюдателя.

Изменение цвета в пространстве также именуется колоритной или цветовой перспективой.

В живописи природа изображается условно, а в ландшафтном дизайне пространство и его глубина реальны, поэтому соблюдение законов перспективы (увеличение величины объекта по мере его приближения и наоборот, сглаживание контраста тени и света, вариация насыщенности цветов и возникновение окутывающей дальние участки пейзажа голубой дымки) позволяет добиться желаемой иллюзии сокращения или углубления пространства.

Перспектива состоит из точки обзора, промежуточного поля и, собственно, самого обозреваемого объекта. Эти составляющие должны гармонировать друг с другом и образовывать единство. Если кое-какие объекты уже присутствуют на участке, и их планируется оставить, то остальные компоненты должны быть подобраны к уже имеющимся. Перспектива и функциональные зоны, связанные с ней, должны походить друг на друга. При продолжении перспективой функциональной зоны нужно обеспечить взаимосвязанность их масштабов и характеров. Проще говоря, пейзаж индустриального района – не лучшее завершение перспективы, вид на которую открывается с террасы деревенского домика. Здесь главное правило: завершение перспективы не должно противоречить ее началу, а начало – завершению.

По сути, мир полностью состоит из перспектив и их переплетений. Большая перспектива наполняется малыми. Глубина некоторых из них может быть не более полуметра. Красота перспектив не обязательно создана искусственно – просто ее нужно обнаружить и представить в лучшем свете с определенного места.

Перспектива играет роль зрительного магнита, направляющего взгляд. Она может порождать ощущения покоя или движения. Иногда перспективы статичны изначально. Наилучший вид они могут иметь только с определенной точки обзора. А прочие можно увидеть с множества позиций, передвигаясь по саду.

Обрамление перспективы состоит из трех плоскостей – вертикальной, горизонтальной и верхней. Вертикали («стены») сада могут иметь вид кустарника с подстриженной листвой, ряда деревьев или забора. Горизонталь («пол») сада может быть ровной или наклоненной, ее создают травяные, водные или мощеные поверхности участка. В качестве верхней плоскости («потолка») сада могут выступать раскидистые кроны деревьев или просто небо.

Чтобы визуально углубить пространство при ограниченных размерах участка, необходимо создать ряд специальных промежуточных видов из растений (они носят название «кулисы»), направляющих взор к горизонту. С этой же целью можно расположить группы кустарников и деревьев таким образом, чтобы их размер постепенно уменьшался по мере их удаления от точки обзора.

Иногда ставится противоположная задача – зрительно уменьшить пространство. Например, когда площадь участка велика, или когда владелец желает включить в пространство сада ландшафт окружающей местности. С этой целью создаются дополнительные кулисы, благодаря раздвижению которых обзор постепенно расширяется.

Созданию единства сада и окружающей его природы может серьезно помешать забор (особенно, если он глухой и высокий). Но его можно спрятать за растениями.

Воздушная перспектива основывается на законах цветовосприятия и воздействия цвета на человеческие эмоции.

Цвет

Растения на протяжении всего года меняют свою окраску. На общий цветовой фон сада также оказывает влияние цвет земли (т.е. цвет газона, площадок, дорожек или грунта), неба (в т.ч. его отражения в воде), а также самого дома, прилегающих построек и предметов уличной мебели. Поэтому одно из главных здесь правил: сад не должен пестрить обилием красок, все цвета должны гармонировать между собой.

Эмоциональное восприятие цвета происходит в различных его сочетаниях, которые подчиняются законам цветовой гармонии, т.е. либо создается контраст оттенков, либо сочетаются оттенки определенного цвета.

Человек воспринимает цвет не только органами зрения, но и слуха, обоняния, осязания, а также вкусовыми рецепторами. Существует ряд занятных научных исследований о том, как цвет воздействует на людей с позиции физиологии и психологии. В трактате Гёте «Учение о цвете» 1810 года говорится, что цвета имеют воздействие на душу и способны к возбуждению определенных чувств и мыслей (успокаивающих или волнующих, радостных или печальных). Цвет может придать предмету внешнюю тяжесть или легкость, холод или тепло.

Порядок расположения цветов в зависимости от степени их влияния на человека и вызываемых эмоций аналогичен порядку расположения оттенков в цветовом спектре. Т.е. цвета делят на теплые, называемые также активными (желтый, оранжевый, красный), оказывающие возбуждающее действие и холодные, успокаивающие (голубой, синий, фиолетовый). Зеленый цвет расположен в центре спектра и является «цветом физического равновесия». Возникновение у человека на тот или иной цвет определенных эмоций вызвало появление цветовых ассоциаций и символик.

В «Азбуке цветов» Р.Хена приведены реакции людей на тот или иной цвет и его символику. Эта информация основана на данных научных исследований и наблюдений:
- Желтому цвету присущи ассоциации тепла, солнца, света, жизни, легкости и веселья, а желто-зеленый цвет ассоциируется с чем-то сернистым и слегка ядовитым. Символика цвета: свет, жизнь, радость, уважение к старости, брак, роскошь. У ярко-желтого – ненависть, зависть, лживость, своеволие.
- Оранжевый цвет можно охарактеризовать эпитетами: праздничный, теплый, прелестный, жизнерадостный, сильнодействующий. Символика цвета: радость, тепло, солнце, тщеславие, власть.
- Красный цвет - самый активный и действенный из всех, его практически невозможно подавить каким-то другим цветом. Светло-красные тона оказывают возбуждающее, наступательное воздействие, а темно-красные ассоциируются с солидностью и серьезностью. Символика цвета: огонь, страсть, кровь, жизнь, любовь, праздничность, революция.
- Фиолетовый цвет достаточно многогранен: он может быть светлым и мрачным, это цвет торжества и роскоши. Он также может связать между собой другие цвета, но при окрашивании им большой по площади поверхности может восприниматься негативно. Символика цвета: роскошь, достоинство, великолепие, величие, дружба.
- Синий цвет – холодный, тяжелый, тихий, отдаляющий и строгий, но при этом он полон энергии. Голубые оттенки ассоциируются с чистотой, ясностью, они как будто оживают. Символика цвета: тоска, даль, бесконечность, доверие, верность.
- Зеленый цвет играет роль связующего, это пассивный цвет, мирный, успокаивающий. Светлые оттенки зеленого оживляют и веселят, а от темных веет холодом и сдержанностью. Зеленый – цвет второго плана по сравнению с активными тонами красного, оранжевого и желтого, то он может выгодно оттенить синий. Символика цвета: мир, покой, надежда, плодородие.
- Белый цвет играет роль нейтрального. Его контраст с темными тонами очень силен. От вносит оживление и свет в пестрые расцветки, а также способствует увеличению объема. Символика цвета: чистота, целомудрие, невинность.
- Черный цвет тоже нейтрален, но в отличие от белого он влияет на уменьшение объемов, способен усилить влияние красного и желтого цветов. Символика цвета: скорбь, траур, строгая торжественность.

Цветотерапия (терапевтическое или физиологическое цветовое воздействие) всегда представляла интерес для ученых. Некоторые уголки сада в санаториях специально выполняют в синих и серебристых тонах, делают «голубые сады», успокаивающе воздействующие на нервную систему и психику человека. Для этого можно использовать некоторые виды растений, например, голубую ель, белую иву, мускари, сциллу, незабудки, васильки, лобелии и целый ряд других.

В средние века лекари верили в небывалую силу определенных цветов и пробовали с их помощью лечить многие недуги. Частично такие способы лечения болезней применяются и сегодня. Например, во Франции психиатры используют для лечения людей, страдающих шизофренией, окрашенные в специальные цвета палаты.

Но сегодня есть и более прогрессивные методы. Признана высокая эффективность пейзажетерапии, заключающейся в лечении заболеваний психики и нервной системы в природных условиях с применение специально оформленных ландшафтными дизайнерами и архитекторами пейзажами. Подобные места вызывают спокойствие, грусть или веселье, чувство простора, свободы или защищенности. Проходя по таким садам, у пациента меняются эмоции и настроение. Кроме этого, специальные датчики показывают изменение физиологических процессов организма в лучшую сторону: кровяное давление снижается, состав крови улучшается и т.д.

Указанные факты свидетельствуют о неограниченных возможностях воздействия ландшафтной архитектуры и дизайна на человеческий организм, в том числе благодаря влиянию различных цветов.

Каждый цвет можно отнести к одной из двух категорий: хроматической или ахроматической. К хроматическим тонам относят следующие цвета: зеленый, синий, пурпурный, фиолетовый, голубой, желтый, оранжевый, красный. К ахроматическим относят белый и черный цвета, а также серые оттенки. Главные их характеристики: светлота и ощущение яркости, определяемая той или иной яркостью белого тона. Благодаря контрастности с другими цветами, белый всегда оживляет и освещает предметы, придает объем растительным композициям. Черный же цвет, наоборот, способствует уменьшению объема и увеличивает действие красного и желтого цветов.

Три основных составляющих цвета: тон, светлота (или яркость), насыщенность (или чистота). На чистоту цвета влияет степень его «разбавления» белым тоном. Яркость выражается в степени отличия конкретного цвета от белого, имеющего такую же светлоту. Природа не часто радует нас чистыми тонами. Растения, обладающие насыщенными цветами, встречаются крайне редко. В основном, их цвета размытые и вялые.

Придать цветам большую насыщенность можно, разместив рядом с ними объекты контрастирующих тонов. Например, бледно-красные оттенки можно усилить зелеными, желтые – фиолетовыми. Подобным образом можно также уменьшить насыщенность. Так, красный цвет может приглушить ярко-синие краски растений. Если в композиции сочетается несколько цветов, насыщенность некоторых из них обязательно снизится. Причем, чем ближе друг к другу расположены цвета, тем сильнее их взаимное влияние. Интересен тот факт, что светлые оттенки придают предметам легкость, а темные – тяжесть. Желтый цвет устремляет эмоции и чувства вверх, особенно в сочетании с темным фоном. Голубой ассоциируется с легкостью и парением в воздухе.

В специализированной литературе по цветоведению присутствуют таблицы, показывающие, как воспринимается рисунок, фон которого окрашен в другой цвет. Контраст цветов используется также и при дизайне ландшафта, и чаще всего при оформлении цветных массивов.

Предметы, имеющую теплую окраску, визуально кажутся ближе, а выкрашенные в холодные тона - дальше. Этот прием используют для придания пространству глубины. Сочные насыщенные оттенки стушевывают в отдалении голубой дымкой. Синеватые тона остаются неизменными, но сгущаются вдали.

Этим и обосновано расположение голубых, синих и прочих холодных цветов на дальних участках пространства. Подобного результата можно достичь, размещая вдали растения с темной листвой, а также голубые и синие цветники.

В палитре цветов присутствует порядка ста тридцати оттенков. А окружающая нас природа меняет цвет около 9 раз в год, а не 3 раза, как может показаться.

Фаза 1. Начало весны (с марта по первые числа апреля). Колорит пейзажа: серо-черный.
Фаза 2. Весна (с апреля по первые числа мая). Колорит пейзажа: пурпурный и желто-зеленый (светлота и насыщенность цветов слабая).
Фаза 3. Поздняя весна (с мая по первые числа июня). Колорит пейзажа: зеленый (тона нежные, средней яркости).
Фаза 4. Первая половина лета (с июня по июль). Колорит: зеленый (насыщенный).
Фаза 5. Середина и конец лета (с июля по август). Колорит: темно-зеленый.
Фаза 6. Осень (с сентября по октябрь). Колорит: красный, желтый (разная степень насыщенности).
Фаза 7. Конец осени (с ноября по декабрь). Колорит: серо-бурый, бледно-желтый.
Фаза 8. Первая половина зимы (с декабря по январь). Колорит: серый, сине-фиолетовый (насыщенность слабая).
Фаза 9. Конец зимы (с февраля по март). Колорит: темно-серый.

С начала весны и до конца осени нюансы цветовой природной палитры могут быть практически не заметны. Весной, летом и осенью цветовой фон деревьев определяется окраской листьев, цветков, плодов, ствола и ветвей. А зимой, поздней осенью и ранней весной – только стволов и ветвей.

В цветовом оформлении сада малого размера большую роль играет не только сам цвет, но и продуманность деталей объектов, отточенность мелочей. Как это понять? Нельзя забывать, что колорит участка зависит также и от цвета ограды, уличной мебели, поверхности площадок и дорожек, а также цвета стен зданий. На цветовую гамму сада влияют и кирпич, и бетон, и конструкции из дерева. Все это должно быть к месту.

Уже было сказано об изменениях в окраске деревьев и растений. Но при дизайне ландшафта необходимо также учитывать, что цвет мощения дорожек и площадок, а также зданий и сооружений постоянен, и он должен гармонично вписываться в любые цвета сада. Поэтому при выборе оттенков нужно останавливаться на тех из них, которые близки сердцу и приятны взгляду. Необходимо также иметь в виду, что на каждый новый оттенок влияет уже имеющийся фон.

Очень важно видеть то, как цвет нового объекта будет смотреться на окружающем его фоне и на фоне сада в целом. Благодаря этому можно создать композицию, фон которой будет вызывать только положительные эмоции и ощущения. Нужно также помнить о том, что в дневном и вечернем свете цвета меняют свои соотношения. В сумерках зеленый и синий цвета смотрятся гораздо ближе и светлее, а желтый и красный – дальше и темнее. На изменение цвета может влиять загрязненность и влажность воздуха.

Наибольшее воздействие имеет контраст цветов. Если общий колорит дома – темный, то растения лучше подобрать светлые с серебристой или желтоватой листвой. Мощение в этом случае желательно сделать бетонное, т.е. серого цвета. Белое здание украсят темнолистые растения, которые частично поглощают отражения света. Уместен в таких случаях барбарис, красные цветы растений, темные розовые кусты (например, флорибунда), насыщенная зеленая листва барвинка. Мощение вокруг светлого дома лучше выполнить в темных тонах. Если дом кирпичный, то растения желательно посадить нейтральных холодных тонов (можжевельник, магония и другие).

Важна не только внешняя окраска дома, но и внутренняя, т.к. любоваться своим садом вы будете не только на улице, но также из комнаты. Поэтому дизайн садового участка должен сочетаться с интерьером. Общий фон может быть выполнен в тех же тонах, что и сад, а может контрастировать с ними. Скажем, цвет мягкой обивки дивана или стульев может быть подобен цвету имеющихся садовых растений. Например, серо-зеленые оттенки листьев пестролистного дерна или сизого лоха могут быть перенесены и во внутренний декор в качестве цветовой гаммы обоев, но к ним нужно будет добавить немного контраста (яркие занавески или думки на диване). Цветущие в саду флоксы могут сочетаться с фиолетовым цветом мебельной обивки, а золотистому цвету форзиции будут вторить такого же тона занавески.

Ограждения, дорожки и площадки в саду должны соответствовать и гармонировать с общим цветовым решением участка.

Приведем конкретный пример. Имеется: сад, большую площадь которого занимает деревянный дом; темная окраска стен (коричневая); двери, окна, карниз – белые; крыша – темно-коричневая. Рядом с таким домом необычно будут смотреться несколько берез, т.к. светлый цвет коры и зеленые листья создают контраст стенам. Тропинка к дому может быть вымощена кирпичом, а бока оформлены рабаткой из ромашек. Придать законченность внешнему виду дома могут кусты золототистолистного чубушника с необычной окраской листвы нежного желтого цвета и белыми благоухающими цветками.

Иначе будет оформлен кирпичный дом с отделанными штукатуркой стенами, выкрашенными в белый цвет. Около входа будет смотреться темнолистое деревце (яблоня (например, Недзвецкого) или вишня). Светлая дорожка из бетона будет удачно сочетаться с невысокой изгородью из стриженых кустарников, например, блестящего кизильника, темная листва которого подчеркнет основание дома. Кизильник способен принять на себя отражение света от стен. Небольшой участок газона рядом с домом можно заменить на барвинок – красивое растение, служащее покровом для почвы. Вечнозеленый темный барвинок в начале весны зацветает голубыми и розовыми цветками. Уместен здесь будет и можжевельник, а также розовый куст, цветки которого имеют нежно-карминную окраску.

Привычная всем нам европейская (по Саймондсу) теория объемных цветовых решений во многом отличается от китайской. Положения китайской теории говорят о том, что человеку подходит только естественная цветовая гамма природы, и все, что ее нарушает, нам не приятно. Из этого можно сделать вывод, что, выбирая цвет для какого-либо здания или сооружения, нужно иметь в виду, что его основание должно быть окрашено в любой из тонов поверхности земли – в оттенок камня, песка, глины, гравия, лесного мха и гумуса. Зеленоватые и синие оттенки воды используются для окрашивания основания дома очень редко и дают понять, что проход в этом месте нежелателен. Элементы конструкций крыши и стен выкрашиваются в древесные оттенки – коричневый, черный, темно-серый, охристый и красный. Прочие поверхности стены по цвету должны быть похожи на бамбуковые чащи, солнечный свет, сосновые сучья или ветви клена. Окраска потолка должны ассоциироваться с небом, т.е. иметь цвет от синего лазурного или сине-зеленого до серого или белесого, напоминающего туман и облака.

Существует система, согласно которой для сооружения выбирается один главный цвет. Все другие оттенки по отношению к нему будут играть роль его плодов, цветов, листьев, сучьев и ветвей. С помощью такого приема можно почувствовать органичное сочетание цветов, соотнося его с колоритом дерева, речной долины, горной местности или прочими элементами природы и пейзажами.

В современной практике ландшафтного дизайна применяются 3 главных правила гармоничного сочетания цветов, которые позволяют составлять органичные цветочные композиции:
1. Оттенок любого цвета в сочетании с более контрастным цветом выглядит глубже, насыщеннее. Контрасты позволяют придать насыщенность всему рисунку.
2. Чем ближе друг к другу располагаются цвета в цветовом круге, тем меньше будет их насыщенность при соседстве в композиции.
3. Чем сильнее отличаются цвета по насыщенности и яркости, тем больше контраст.

Контрасты бывают двух видов: цветовые (при сочетании тонов равной яркости) и яркостными (при сочетании одинаковых цветов разной яркости). Диаметрально противоположные по цветовому кругу цвета контрастируют между собой. Например, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый, красный - голубой, пурпурный – зеленый. В целом, контраст цветов – это увеличение степени ощущений от каждого из них. Помещая определенные цвета по соседству с контрастирующими, добиваются усиления их насыщенности. Увеличивая количество дополнительных цветов, также получают контрастные сочетания. Например, с зелено-голубым будет контрастировать красный, а с желто-зеленым – фиолетовый.

К приятным для зрительного восприятия сочетаниям цветов помимо контрастных относят также нюансные, которые отличаются светлотой одного и того же цвета (бледно-голубой – голубой – ярко-синий).

Если хроматическое изображение поместить на хроматический фон, то его цвет накладывается на цвет, контрастный по отношению к фону, и воспринимается глазом как совершенно другой цвет.

Например, если фон красный, то оранжевый цвет на нем смотрится желтым, желтый – зеленоватым, а зеленый – голубоватым. А если фон ярко-зеленый, то синий и красный цвета отливают фиолетовым, а желтый приближается к оранжевому.

Естественно, сочетания цветов могут быть не только гармоничными, но и негармоничными, т.е. дисгармоничными. К таким сочетаниям относят соседство фиолетового и красного цветов, зеленого и синего, оранжевого и красного. Поэтому их нужно уравновесить с помощью ахроматических цветов. Это можно сделать, введя пограничные цвета: белый, серебристый, серый и иногда черный.

Рубрика: Архитектура и дизайн
Кол-во просмотров: 6831
Сохранить статью
« август 2020 »
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Поиск новостей