Для пользователей: Вход | Регистрация

Архитектурное освещение

12, Сентябрь 2008
Архитектурное освещение
В последнее время в архитектурном освещении произошло много изменений. Само понятие светодизайна уже не воспринимается как правильный выбор светильников и ламп, который проводится путем необходимых математических вычислений. Появилось такое понятие, как экспонирование неосвещенного пространства, которое более детально отображает термин «освещение».

Культура освещения
Культура искусственного освещения электрическим светом появилась относительно недавно. История электрического освещения насчитывает не более ста лет и считается довольно молодой по сравнению с архитектурой. Архитектура же берет свои начала с древних времен, ее возраст исчисляется более чем 6000 лет. Из этого можно сделать вывод, что понятие освещения является небольшим витком в историческом развитии культуры.

Во времена Эдисона техническое и эстетическое развитие освещения, акцентировалось на сбережении энергии и увеличении мощности. Эстетическая сторона данного аспекта культурного развития, долгое время переносилась на второй план и оставалась не актуальной для архитекторов. В период короткой истории человек активно поднимал темпы научно-технического прогресса. В этот же промежуток времени человечество успело изобрести телевидение и побывать в открытом космосе.

Но интересным остается тот факт, что базовые идеи архитектурного освещения так и остались практически неизменными. Взять, например, традиционный и всем нам хорошо знакомый столб с лампой, дизайнерские идеи в его оформлении практически не изменились со времен его изобретения. Причиной этого может быть стремление к минимизации расходов. Следует отметить, что в этот период времени происходили различные энергетические кризисы, которые негативно повлияли на темпы развития осветительных сетей. В результате этого, производители световых приборов и приборов света сконцентрировались на создании более эффективных продуктов.

В архитектуре до сих пор занижается значение освещения, используемого как простой и нетребовательный элемент. Суть такого дизайна сводилась к обычному расчету расстояния между опорами или к вычислению степени освещенности. Данные расчеты проводились строго по математическим формулам.

Что же могло так жестко сдерживать развитие дизайна? Основной причинной являлось строгое соответствие жестким экономическим требованиям. К этим ограничением относились, как минимизация начальной стоимости оборудования, так и занижение расходов на обслуживание. Только, в более масштабных и значимых архитектурных проектах, стало возможным рассмотрение светильника как украшения улицы, а не использование давно изжитой идиомы «столб с лампой». Такой подход не был ошибочным, а, скорее всего, являлся частью технико-экономической культуры архитектурного освещения того времени.

Определение света, как части пространства, является одной из основных целей современного светодизайна и носит более эстетический характер. Структуризация и организация пространства в архитектурное целое, относится к одним из функций освещения, которое делает в ночные часы то, что архитектура делала в течение дня. Культуру освещения в наше время можно охарактеризовать как эстетико-техничекая. Цели и задачи которой не могут основываться только на математических вычислениях.

Только в последние годы в культуре архитектурного освещения стали происходить существенные изменения. И во многом благодаря росту технического развития, которое сделало понятие качества и эффективности легко достижимым. Привычная для нас комбинация столба с лампой прошла много этапов своего усовершенствования и приняла очень интересные дизайнерские решения.

Изменения

Новая культура – новая гильдия

В наше время стало возможным использование света как понятия искусства, во многом благодаря развитию современной культуры и технических ресурсов. Дизайнеры получили новые возможности для исследования визуальных эффектов. Развитие компьютерных технологий и программ расширили и разнообразили сферу деятельности для архитектурного дизайна. Следовательно, требования в современном световом бизнесе стали более жесткими, чем они были два десятка лет назад.

В новом этапе развития этой культуры от дизайнеров требуются навыки в технико-экономической сфере. Хочется отметить, что, как правило, архитекторы владеют знаниями и опытом только в эстетико-техническом световом проектировании. Новые требования в дизайне архитектурного освещения требуют нового подхода и высокого профессионализма. Это связано со сложным переходом от специфицирования нескольких позиций на плане к визуальному трехмерному целому, которое состоит из тысячи элементов.

Одним из знаменательных событий стало образование новой гильдии, которая взяла свое начало в Америке. Именно Америка 60-х годов имела на то время достаточно высокую культуру и послужила благоприятной почвой для образования архитектурных организаций. В 1995 году была основана ELDA (Европейская ассоциация светодизайнеров). Хочется отметить, что до этого времени в Европе не было никаких организаций светодизайнеров.

Что же объединяет членов этих организаций? Это, в первую очередь, огромные знания и опыт в структуировании архитектуры, которые требуют мастерского владения технологией освещения как инструмента искусства. В последнее время стали открываться учебные заведения данного направления, где уже сегодня можно получить степень в области световой архитектуры (Германия, США). Первое отделение светового и звукового дизайна было открыто в Театральной академии Финляндии, а так же Политехнической школе искусств и медиа в Тампере.

Основы эстетики света

Темное пространство является начальной позицией освещения. Исходя из этого, отметим, что освещение является субъективной сущностью, а не объективной. Рассмотрим две основные причины такого утверждения. Во-первых, дизайнеры, которые работают над проектами архитетурного освещения, должны определить его эстетико-технические цели и принять субъективное решение об освещении как целом. Затем необходимо рассмотреть аспект создания пространства, которое будет являться хорошо сбалансированным архитектурным целым. Считается изжитым вариантом такое понятие, как использование освещения только для выделения нескольких конкретных объектов. Данная работа проводилась для того, чтобы придать им максимального значения.

Основной задачей освещения является возможность донести до человека правильное восприятие пространства, его архитектуры и принадлежащей ему атмосферы. Из этого следует, что в центре световой композиции должен находиться не предмет освещения, а человек, который наблюдает за окружающим пространством. Можно сделать вывод, что не все пространство должно попадать в поле света. Правильное дизайнерское решение будет заключаться в умении распознавать и выделять те объекты, через которые целое обретает структуру.

Для того чтобы организовать пространство как целое, надо мастерски освоить технику владения инструментом. Одним из таких инструментов является электромагнитное излучение.

Для того чтобы понять всевозможные эффекты тенеобразования и отражения, необходимо иметь немалые логические способности, так как свет можно представить только до определенной грани воображения. Хотя на практике, для работы со светом, совсем не обязательно особо развитое логическое мышление. Фактически, для структурирования или конструирования света нужен систематический подход. К основной цели современной архитектуры нужно отнести стремление к созданию правильной атмосферы. Для создания такого дизайна необходимо научиться делать оценку визуальному целому с эмоциональной стороны.

Становится предельно ясно, что технико-экономическое освещение относится к очень логичной системе. Что не скажешь о эстетико-техническом освещении, чья теория близка к хаосу. Согласно этой теории, нельзя полностью предсказать конечный результат, так как действие каждой детали сильно усиливается. Исходя из этого, даже хорошо контролируемые инструменты и процессы проектирования не могут гарантировать получение планируемого результата.

Основой для управления пространством и светом принято считать само понимание эстетики освещения как таковой. Исходя из этого, очень сложно найти применение определенным существующим нормам и стандартам.

Перейдем к вопросу критериев качественного освещения. Понятие эстетики света очень молодо и пока не может занять достойного места в современном архитектурном дизайне. Будем надеяться, что в дальнейшем это направление в архитектурном освещении, займет твердые позиции среди горячих дискуссий и споров ведущих архитекторов нашего времени. В данный момент, здесь существует больше предположений, чем достоверных фактов. Исходя из этого, обратим наше внимание на явления естественного освещения. К ним относятся: закат солнца, молния, радуга, свет луны, огонь, звездное небо.

Каждый из нас неоднократно наблюдал и замирал от восхищения перед всем совершенством и гармонией световых феноменов нашей природы. Именно эти основные элементы природного света были взяты за основу световой эстетики. К ним относятся такие понятия как интенсивность, насыщенность, цвет, гармония, контраст, время, движение, яркость, форма, направленность, резкость. В процессе комбинации их в определенные архитектурные концепции пространства, формы, места, текстуры, конструкции или тени, мы начинаем прибегать к факторам, которые находятся в основе всей световой архитектуры и эстетики. Потенциал этих факторов огромен. Он дает возможность искусственному освещению работать с темным пространством в гармонии со стилем, иерархией форм, объемов и архитектурой.

Требования к качественному освещению

Рассмотрим еще несколько существующих требований, необходимых для выполнения хорошего дизайна. Они являются немного не схожими с нашим эстетическим восприятием. При организации пространства с помощью света как целого, необходимо принимать во внимание многочисленные требования психологии и физиологии.

Именно этот аспект помогает человеку свободно передвигаться из одного места в другое и, конечно же, наполняет эмоциональную атмосферу. При создании качественного освещения как целого не достаточно одного восприятия отдельного объекта или идеи. Для того чтобы сделать качественный проект городского освещения, необходимо объединить всю палитру световых решений в одно целое, а не наполнять пространство всем разнообразием цветовых эффектов.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что существует еще большее число ограничительных требований, касающихся в основном общественных проектов. Поэтому, при работе над ними, в основу дизайна необходимо брать основную идею. Основной акцент для такого дизайна будет основываться на использовании основных нужд пользователя: необходимость в общем освещении, акцентирующем освещении, специальном освещении. Наиболее важным из всего перечисленного является общее освещение, так как оно используется для того, чтобы видеть предметы.

В наше время к хорошему освещению выдвигается много требований. Освещение должно быть как надежным и безопасным, так и экономичным, что позволяет при минимальном потреблении электричества видеть звездное небо. Но основная идея качественного освещения заключается не только в экономии денежных средств, а и в использовании его для эффективных инвестиций в различных сферах жизнедеятельности.

Организация пространства

Все достоинства и недостатки освещения можно определить двумя способами. Первый способ делится на техническую оценку технико-экономического освещения, определяемую путем измерений или экономическую, рассчитываемую путем сравнения различных стоимостей. Второй метод относится к оценке эстетико-технического освещения и является более сложным. Очень тяжело сформулировать и обобщить предпочтения людей в выборе цвета, который не возможно представить в виде универсального критерия качества. Если романтические натуры останавливают свой выбор на тусклом свете луны, то более энергичные и веселые натуры, отдадут предпочтение, утопающему в пламенеющем свете Лас-Вегасу.

Приведенные выше примеры дают оценку освещению с эстетической стороны. Ведь хорошее освещение сочетает в себе совокупность эстетических возможностей, с учетом технических требований. При оценке освещения, следует обращать внимание не только на визуальное впечатление, но и на целостность образа, который должен быть простым и понятным. Исходя из этого, к основной задаче освещения относится организация светом темного пространства и создание иллюзии такой организации. При этом необходимо учитывать необходимость гармоничного сбалансирования контрастов на всех уровнях.

Если посмотреть со стороны стиля, то освещение должно быть устремлено к архитектуре. Хотя, хорошо продуманное освещение, может допускать некоторые изменения стиля.

Если же то целое, которое мы создали, удовлетворяет всем требованиям и создает необходимый образ и атмосферу, а так же будет эмоционально насыщенным, то освещение приобретает эстетико-технические характеристики качества. Если же освещение вызывает у вас эмоции, схожие с теми, которые переполняют вас при созерцании произведений искусства, то это говорит о хорошей работе дизайнера.

В этом понимании хорошим освещением будет казаться и простая лампа, светящаяся над дверью дачного домика под таинственным лунным сиянием.

Рубрика: Архитектура и дизайн
Кол-во просмотров: 5536
Сохранить статью
« апрель 2024 »
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Поиск новостей