Для пользователей: Вход | Регистрация

Русская ковка

13, Март 2009
Отечественные кузнецы и кузнечная промышленность издревле славились своей филигранной художественной обработкой металла в разных отраслях промышленности – в оружейной, самоварной, прикладном искусстве и др. отраслях. Применение богатейших русских кузнечных традиций в архитектуре и строительстве – еще одна веха в славной истории кузнечества в России. Подведен итог уникальному опыту и наследию ряда поколений кузнечных мастеров. Классифицированы исторические периоды развития художественной ковки, роль разнообразных стилевых подходов на ее становление, которое имеет ряд стилистических решений: ритмичность, композиция, пластика и прочие. Главная задача сводится все же к тому, чтобы показать взаимосвязь местных обычаев и традиций, а также влияние фольклор и русского искусства, на становление художественной обработки металла в России. Поскольку художественное оформление зачастую зависели от местного фактора, именно постольку русская художественная ковка и ее отдельные категории, такие, как, например, русское просечное железо, не имеет подобных аналогов во всем мире.

Каждому известно, что металл является одним из древнейших материалов, ставших доступных раннему человечеству и который оно начало активно внедрять в производство. Вначале использовались самородные металлы – серебро, золото и медь. Метеоритное железо люди начали обрабатывать с IV тысячелетия до н.э. Железную руду начали добывать и подвергать обработке в начале II тыс. до н. э. Постепенно человечество начало осваивать помимо холодной обработки металла еще и горячую ковку и литье. На это людям понадобилось не одна тысяча лет. Но среди всего разнообразия металла большей популярностью пользовалось железо. Кузнечное дело, связанное с железом, сделали русскую армию и флот одной из мощнейших в мире.

Начало металлургического дела в России приходится на XII-VI вв. до н.э. Наша страна, обладая воистину колоссальными запасами железа, не является исключением. Испокон веков в России использовали железо для производства оружия, бытовых принадлежностей, ювелирных украшений и в других целях. Железо доставляли из бурых железняков, болотных и озерных руд, которые подвергались обжиганию в огне, в печах из глины или в ямах. Металлургия в данном направлении заложила основы для появления промышленной металлообработки, и в первую очередь для производства оружия, сделавшей ключевое значение в зарождении художественной обработки металлов как уникального события в искусстве и культуре.

Становление специфик художественного металла как неотъемлемого компонента русской культуры и искусства, берет свое начало с конца XVII века общероссийского рынка, в эпоху преобразований Петра I. Основным толчком к становлению художественной металлообработки послужило создание Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на основе уже созданных к этому времени кузнечных и оружейных отраслей промышленности. В середине XVIII века произведения русских кузнечных мастеров с использованием гравировки с позолотой, инкрустацией и обработки «алмазами» из стали завоевали огромную популярность не только в отечественных столицах и городах, но и за рубежом. Отечественные металлисты основали уникальный художественный стиль городов на основе художественной металлургии, производя для городов искусные украшения, отличающиеся бурным воображением. Среди них – литые и кованые решетки, лестницы и парапеты, карнизы над входами и балконы, элементы декора на коньках крыш и шпицах, фонарные кронштейны и флюгера, и прочие произведения искусства, которые стали визитной карточкой русских изб и домов ремесленного населения, зданий из камня и домов богатых людей.

Литейщики, жестянщики и кузнецы на протяжении многих-многих поколений осваивали и оттачивали мастерство художественной ковки металла, создавая настоящие произведения искусства в виде элементов декора. Мастера стремились к сочетанию своих произведений с архитектурной стилистикой, гармонии металла с камнем и деревом. Именно усердие и талант наших мастеров создали уникальный образ русских городов оружейников.

Красивые постройки, радующие глаз разнообразностью применения художественного металла и архитектурных форм, с огромным количеством колоколен, башен и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других элементов декора, которые применяются на крышах домов и на коньках крыш, передавали стиль города, пестрящего своим колоритом и разнообразием. Дымники над многими крышами, искусные кольца над филигранными козырьками и зонтики у подъездов домов, утонченные оградки для садиков, парков и сквериков, создающих ощущения попадания в сказку. Такими предстают на разных древних открытках различные города. К созданию сказки приложили руку и наши кузнечные мастера, мастера по литью, жестянщики и другие работники металлургии.

Архитектура в наши дни, современное становление архитектурных ансамблей также не может обойтись без художественного металла. И это уже стало тенденцией. Все более популярным становится использование металла в наружной отделке многих домов и в элементах декора. В отличие от прошлых времен, металл сейчас играет несколько другую роль, больше отвечающее вкусам и моде и потребностям социума, но так или иначе, металл до сих пор участвует в создании стиля городов.

К сожалению, в процессе реконструкции многих исторических памятников архитектуры в разных городах безвозвратно канули в лето художественные произведения искусства.

Из-за данных потерь все сильнее потребность и значимость оставшегося металла, который нуждается в повышенном внимании.

Поэтому сохранение произведений из художественного металла – важная задача, не сколько из-за уважения к собственной истории, сколько ради изучения тех традиций и того наследия в металлургии, которого добились наши мастера в прошлом, дабы закрепить их для потомков и развить в более искусные элементы.

Рубрика: Кованные изделия
Кол-во просмотров: 3201
Сохранить статью
Рубрики обзоров
Разделы
Поиск обзора
Курсы
Валюта       Курс -/+
USD/RUB 30.63
EUR/RUB 40.05