Для пользователей: Вход | Регистрация

Уличное освещение. Освещение улиц.

13, Сентябрь 2008
Уличное освещение. Освещение улиц. Попытайтесь как – нибудь в вечернее время прогуляться по Москве. Вскоре вы начнете замечать то, что искусство тени и света проявляется везде по разному. И, кажется, город один и тот же, один и тот же стиль архитектуры и сами улицы отделяет друг от друга всего лишь сто метров, а они столь не похожи. В чем же кроется причина происходящего? Человек, не разбирающийся в хитростях светотехники, вряд ли сможет найти ответ на этот непростой вопрос.

Интересующиеся люди будут весьма рады посмотреть на работу светотехников, имея в своем распоряжении комментарии специалиста. Поэтому я приглашаю Вас прогуляться по Столешникову и Камергерскому переулкам. Итак, прогулка наша началась.

Столешников и Камергерский — это переулки — соседи. Реконструкция и преобразование их в пешеходные зоны проводились практически одновременно. Сначала работы велись в Столешниковом, а к юбилейному дню рождения МХАТа был преобразован и Камергерский переулок. Проект реконструкции и благоустройства Камергерского переулка был разработан специалистами мастерской № 3 Моспроекта. Однако мы отвлеклись. Ведь цель нашей прогулки — освещение, поэтому вернемся к ней.

Качество освещения улицы может быть оценено по нескольким критериям. В первую очередь это общее освещение фонарями (светлая улица или темная). Во вторых, это индивидуальная подсветка фасадов объектов или же их фрагментов. Третьим же критерием является дизайн элементов осветительных систем и установок. Для оценки перечисленных выше параметров существует специальный набор показателей: яркость поверхностей, уровень освещенности, цветность света. Подбор наиболее рационального сочетания этих показателей и есть одна из самых главных задач проектировщика.

В вечернем городе присутствует также и ещё один в наше время неотъемлемый элемент световой среды — световая реклама, которая, к несчастью, существует полностью обособленно от исторической застройки. Это объясняется тем, что заказчиками рекламы являются фирмы, а для них основной критерий — это броскость. Рекламу должны видеть все. И даже дисбаланс с окружающей архитектурной средой также идет рекламе только на пользу, так как при этом она еще только больше бросается в глаза. К сожалению, создатель световой рекламы вынужден идти на поводу у заказчика и поэтому он не согласовывает свой проект с общей концепцией городского освещения. Хотя, по некоторым сведениям размещение световых рекламных щитов в исторической части города в ближайшем будущем будет строго ограничиваться. Однако вернемся в наши переулки.

Камергерский переулок — это, я считаю, наиболее удачно освещенный переулок столицы. Но этот успех характеризуется не столько количеством, сколько качеством освещения. Взгляните на витрины магазинов. Вы заметите, что даже их световая информация не идет вразрез с элементами архитектурной подсветки зданий и не выделяется из общего освещения. Прогуливаться по Камергерскому переулку куда более приятно, нежели, например, по Тверской, переполненной яркими световыми пятнами и излишним освещением. Как же удалось достигнуть таких результатов? — спросите Вы. Для общего освещения избрали белый цвет. Есть строгое правило пешеходные зоны по эмоциональной окраске должны отличаться от транспортных зон. Желтый цвет натриевых ламп стал сопровождением транспортных средств. Белый же цвет, не искажающий цвета и формы, стал некой «визитной карточкой» Камергерского переулка.

Поскольку на Камергерском переулке транспорта нет, там были установлены фонари-торшеры с ртутными лампами. Количество фонарей здесь оптимальное для того, чтобы сформировать благоприятную для прогулок обстановку. В этом отношении Камергерский не сравнить со Старым Арбатом, где фонарей явно более, чем достаточно.

Самый значительным зданием на Камергерском переулке был и остается МХАТ. По этой причине комитет по охране памятников постановил создать эффектную систему освещения, не внедряясь при этом в целостность здания третьей четверти XIX века. Бережливым отношением к архитектурному ансамблю обусловлен и выбор осветительных приборов минимальной величины, которые не в состоянии испортить вид исторического здания. В «шехтелевские» фонари установили люминесцентные лампы, которые более долговечны и энергоемки в сравнении с лампами накаливания. Кстати говоря, это первый в столице опыт применения подобных ламп в наружном освещении. На фасаде МХАТа были установлены светильники прожекторного типа с галогенными лампами накаливания, служащие для локальной подсветки здания. Они были выбраны из — за своих небольших размеров.

Кроме комитета по охране памятников в Моспроект — 3 обращалось также руководство театра, просившее предусмотреть освещение окон. Шторы на втором этаже здания были всегда задернуты, что создавало эффект пустого, темного помещения. Эта проблема была решена путем установки на перемычках окон светильников с люминесцентными лампами, которые создали эффект присутствия театрального интерьера.

Посмотрите: у входа в театр на мостовой установлены два светильника. Такая подсветка высвечивает скользящим светом фасад здания. А если установить достаточно мощные осветительные приборы, то с их помощью можно бы было осветить карнизы при их небольшой высоте. Однако в пешеходных зонах не рекомендуется экспериментировать с мощными осветительными приборами, так как излишнее обилие света может вызвать дискомфорт у пешеходов.

В освещении переулка задействовано достаточно большое количество осветительных приборов, срок службы которых составляет не менее шести лет. Хотя, во время ремонта приборы могут быть заменены более современными.

В летний период по обе улицы открывается много каше и ресторанчиков. Они привлекательны для посетителей тем, что расположены в дали от шума и в то же время находятся в центре города. Камергерский переулок даже в чем — то превосходит знаменитый Арбат. Ведь в нашем переулке нет этой присущей Арбату масштабной торговли сувенирами, ориентированной исключительно на иностранцев.

В городе одна улица плавно переходит в другую. По этой причине важно создать систему ориентиров.
В случае со Столешниковым переулком такую роль выполняет здание мэрии, завершающее переулок при движении от Петровки. Однако это здание не имеет достаточной доминанты для подсветки, даже если принимать во внимание его историческую и градостроительную значимость. Проектировщики вносили предложение дополнительно осветить фасад мэрии установленными на соседних домах прожекторами, но технически реализовать эту неделю не удалось.

Кроме мэрии доминантами в освещении Столешникова переулка молги бы стать часовня-новодел, расположенная в конце переулка, или церковь Космы и Дамиан, возведенная в далкеом XIV веке. Но по объективным причинам включить их в световую композицию не удалось.

В подсветке церквей особо важно подчеркнуть уникальность объемной композиции. Для этого создаются различные уровни освещенности для фасадов. С помощью направленного света выделяются архитектурный фрагменты (главным образом — главка с крестом и купол). Таким образом внимание зрителя акцентируется на тех архитектурно-декоративных элементах, которые могли быть не особенно заметными в дневное время суток, а вечером, освещенные прожекторами, они так и притягивают к себе заинтересованные взгляды. Проще говоря, с помощью света можно подчеркнуть особый колорит любого строения. Однако, в случае с церковью Космы и Дамиана плотная застройка мешает реализовать освещение на должом уровне.

Столешников переулок освещается фонарями с натриевыми лампами, а на отрезке от Большой Дмитровки до Тверской площади он как прежде освещается старыми светильниками на подвесах, излучающими яркий желтый цвет. По этой причине данный участок переулка как световой ансамбль не представляет никакого интереса.

Точно такая же желтая гамма сохраняется и на участке от Большой Дмитровки до Петровки. Этот спектр весьма приятен, но натриевые лампы существенно искажают светопередачу. Это, кстати, и стало причиной того, что везде в мире отказались от использования натриевых ламп в пешеходных зонах в пользу люминесцентных, индукционных, металлогалогенных, которые излучают белый цвет.

Ещё одной заметной оплошностью являются фонари, прикрепленные к стенам зданий, предназначенные для освещения пешеходного пространства. Во-первых они имеют нерегулярный шаг, а во-вторых создают на стенах так называемые «световые пятна». В третьих же, кронштейны на которых держатся фонари, недостаточно длинные и поэтому пешеходная зона освещена недостаточно хорошо.

В качестве дополнительных «световых пятен» вполне могут выступать витрины, которые не прибавили бы Столешникову переулку красоты, а тем более гармоничного освещения. Еще одна неудачная деталь — подсветка одной из проходных арок. Мощности установленных там ламп явно не хватает для достаточного освещения.

Кажется, что Столешников переулок уже давно утратил былую славу улицы лучших магазинов, не получив абсолютно ничего взамен, что могло бы привлекать людей. Кроме того, переулок просто не обустроен для этих нужд. Там негде присесть, чтобы поесть или просто отдохнуть. Только лишь в самом конце переулка на пересечении с Петровкой установлено несколько скамеек, но освещение там весьма заурядное.

Также надо сказать, что современное освещение стоит весьма дорого. Администрация Москвы, как правило, покупает более дорогое оборудование, так как затраты на него окупаются долгим сроком эксплуатации и малой энергоемкостью. А вот частные заказчики частенько выбирают наиболее бюджетный вариант, который никак не вписывается в общую картину.

Принадлежащая городу архитектурная подсветка включается вместе с городским освещением и работает с вечера до самой глубокой ночи. Частные же владельцы, экономя электроэнергию, включают освещение лишь тогда, когда это им необходимо. То есть сразу же после закрытия магазинов в освещении вечернего города появляются темные пятна, разрушающие хорошее настроение и вызывающие чувство опасности.

Рубрика: Электрооборудование
Кол-во просмотров: 5640
Сохранить статью
Рубрики обзоров
Разделы
Поиск обзора
Курсы
Валюта       Курс -/+
USD/RUB 30.63
EUR/RUB 40.05